Новости
2015-10-14 23:28

Нужны ли малому бизнесу кредиты?

Петербургские предприниматели ответили на выпад главы ВТБ Андрея Костина


Петербургские предприниматели не согласились с мнением главы ВТБ Андрея Костина о том, что кредитовать малый бизнес — бессмысленно. Но поскольку кредиты уже сейчас малодоступны, предприниматели учатся выживать без них. Малый бизнесНовости СПбБанкиКредиты, займыКризис в России

Глава ВТБ Андрей Костин на форуме "Россия зовет!" заявил, что сегодня малый и средний бизнес не востребован в стране, для него нет поля деятельности, и поэтому кредитовать такие компании бессмысленно. "Будут невозвратные долги. Есть потребление, есть спрос — будут деньги, нет потребления и спроса — зачем дешевыми деньгами заливать экономику?" — пояснил свою позицию Андрей Костин.

Глава Санкт-Петербургского Союза предпринимателей Роман Пастухов предположил, что это заявление у Костина "просто вырвалось", сравнив его с фразой Олега Дерипаски о том, что "российский долговой рынок неэффективный, а финансовая система — ростовщическая". "Возможно, Андрей Костин не подумал о том, что этими словами осложнит жизнь малого бизнеса, — рассуждает Роман Пастухов. — Но на самом деле, как сказал Дмитрий Медведев, невозможно развивать российскую экономику без малого бизнеса. А этот бизнес, соответственно, не появится без стартового капитала, в том числе кредитов".

В пресс-службе ВТБ добавляют, что растиражирована была только часть высказывания, и основная мысль не в бессмысленности кредитов как таковых, а в том, что необосновано высокая закредитованность опасна для бизнеса, и само по себе кредитование не решит проблемы. "Смысл в том, что при кредитовании надо отталкиваться от наличия спроса, кредитовать те предприятия и отрасли, которые производят конкурентоспособный продукт", - говорят в пресс-службе банка.

Исполнительный директор петербургского Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса Александра Питкянен рассказывает, что поддерживать малый бизнес необходимо уже потому, что он составляет основу экономики, и выдавать кредиты небольшим компаниям должны не только госструктуры, но и коммерческие банки. "Мы в октябре даже снизили ставку по поручительствам для производственных компаний с 1,75 до 1% годовых, чтобы в кризис поддержать производителей", — говорит Александра Питкянен, добавляя, что коммерческие банки всегда неохотно выдавали микрозаймы из-за более высокой доли невозвратов и низкой рентабельности по сравнению с крупными займами, но отказ от таких кредитов экономике только повредит.

Глава Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров рассказал, что владельцы компаний, входящих в ассоциацию, уже пишут в федеральный комитет по экономике письмо о недопустимости таких высказываний от руководства госбанка. "Конечно, сидя на бюджетных деньгах, можно забыть, что большая часть бизнеса не имеет такой возможности, — возмущается Сергей Федоров. — Но по-нашему мнению, еще есть чего опасаться и что спасать — состояние экономики может и дальше продолжать ухудшаться, и если инвестиционная привлекательность России не повысится, то так оно и случится".

По материалам ЦБ РФ, объем кредитования малого бизнеса с 2014 года сократился на 10-20% и продолжает падать, главной причиной банки называют снижение спроса из-за роста ставок, которые составляют как минимум 20-25% для этой группы заемщиков. В 2015 году банки выдали российскому малому и среднему бизнесу 3,4 трлн рублей.

Сами предприниматели почти во всех отраслях рассказывают, что без кредитов невозможно не только развиваться, но иногда и вообще работать. Производители одежды, например, могут выкупить оборудование только в лизинг, а открыть магазин — в кредит. Компании в сельском хозяйстве очень долго оборачивают средства и должны как-то закрыть пробелы между вложением и возвратом денег. В условиях недоступности кредитов предприниматели выходят из ситуации по-разному — владельцы микробизнесов чаще просто копят деньги или занимают у знакомых, участвуют в конкурсах на гранты и господдержку, а владельцы малых и средних компаний привлекают инвесторов.

Евгений Соловьев, владелец интернет-агентства KREADO, рассказывает, что, например, для участия в серьезных тендерах малому бизнесу нужно не только внести обеспечение выполнения контракта, но и иметь серьезные оборотные средства: госкорпорации, размещающие тендеры, оплачивают услуги только спустя некоторое время после их выполнения. Бывает, оплата поступает только через 3 месяца после окончания работ. Часто для оказания услуг требуется привлекать поставщиков (в нашем случае — владельцев рекламоносителей), которым приходится платить из своего кармана. "При этом получить кредит от банков на таких условиях, чтобы выполнение контракта принесло хоть какую-то прибыль, не предоставляется возможным", — говорит предприниматель, добавляя, что говорить об отсутствии спроса на кредиты в таких условиях не вполне корректно. "Малый бизнес нуждается в государственных программах кредитования на специальных условиях", — заключает Евгений Соловьев.


Источник www.dp.ru