Полезная информация от ЮК «Вероника»
Банкротство

Удовлетворение требований кредиторов второй очереди

  

  1. 1.                 Согласно ст. 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации морального вреда, компенсации сверх возмещения вреда, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям.

Требования о компенсации морального вреда удовлетворяются в размере, установленном судебным актом (ст. 135 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

  1. 2.                 Согласно ст. 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
           А) Удовлетворение требований кредиторов второй очереди по заработной плате:
Арбитражный управляющий самостоятельно включает в реестр требований кредиторов требования о выплате заработной платы и выходных пособий на основании бухгалтерской документации, имеющейся у предприятия.
Сами работники с заявлением в арбитражный суд обратиться не могут (абз. 1 п. 11 ст. 16 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). 
Работник может обратиться к арбитражному управляющему, предоставив ему документы, подтверждающие наличие у последнего задолженности по оплате труда
Если работник не согласен с составом или размером требований, то его законные интересы работника представляет представитель работников должника. Представитель работников должника может обжаловать действия (бездействия) арбитражного управляющего в арбитражном суде.

Таким образом, действия работника (работников) при невнесении задолженности по выплате заработной платы арбитражным управляющим во вторую очередь реестра:
  1. Обратиться к управляющему, с требованием внести такую задолженность во вторую очередь реестра, подтвердив свои требования документально (трудовые договора, приказы, записи в трудовой книжке, иные документы, подтверждающие фактическое осуществление трудовой функции).
  2. Избрать представителя  работников (протокол голосования трудового коллектива)
  3. Представитель работников обжалует действия (бездействия) управляющего в арбитражном суде, требуя включения данных требований.

ЛИБО (этот способ увеличивает шансы на включение в реестр несмотря на отсутствие взносов и прочего):
  1. Обращение в суд общей юрисдикции за взысканием задолженности по выплате заработной платы, получение судебного приказа либо исполнительного листа.
  2. Предъявление данных документов Арбитражному управляющему.
  3. Обжалование действий АУ в арбитражном суде при отказе во включении в реестр

Риски для сотрудников:

При обращении за защитой своих прав (например, получением судебного приказа) в суд общей юрисдикции после начала процедуры банкротства есть риск в отказе в рассмотрении требований в связи с наличием процедуры банкротства в отношении ответчика.

В соответствии с п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от хх июня 2012 г. N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" в силу абзаца второго пункта 1 статьи 63, абзаца второго пункта 1 статьи 81, абзаца восьмого пункта 1 статьи 94 и абзаца седьмого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке статей 71 или 100 Закона.
В связи с этим все исковые заявления о взыскании с должника долга по денежным обязательствам и обязательным платежам, за исключением текущих платежей и неразрывно связанных с личностью кредитора обязательств должника - гражданина, поданные в день введения наблюдения или позднее во время любой процедуры банкротства, подлежат оставлению без рассмотрения.
Арбитражный суд может отказать во включении в реестр требований по уплате заработной платы, в случае если в бухгалтерских документах отсутствует информация о начислении заработной платы сотрудникам, фактически налоги и взносы не платились, в внебюджетных фондах отсутствует информация о выплатах данным физическим лицам и начисления взносов на выплаты.


Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда сообщила об отсутствии сведений о доходах указанных лиц, отделение Пенсионного фонда по Волгоградской области также не располагает сведениями и анкетами на работников должника граждан Кравченко И.Н., Агафонова А.В., Покусаева В.Н.
Кроме того, судебными инстанциями установлено, что в соответствии с бухгалтерским балансом должника по состоянию на 23.03.2009 задолженность перед персоналом организации составила 38 000 руб., вместе с тем, конкурсным управляющим в реестр требований кредиторов включены требования по заработной плате на общую сумму 454 545 руб. 40 коп.
Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что конкурсным управляющим не предприняты все необходимые меры по проверке обоснованности заявленных Кравченко И.Н., Агафоновым А.В., Покусаевым В.Н. требований, жалоба конкурсного кредитора обоснована и подлежит удовлетворению.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 апреля 2012 г. N Ф06-1658/12 по делу N А12-6029/2009

          Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Тепикина И.В., сослался на то, что судебный акт в отношении спорной задолженности Тепикина И.В. отсутствует, то есть он документально не подтвердил наличие задолженности ООО «Домино-1» перед Тепикиным И.В. в размере 1 260 630 рублей, поскольку справка от 14.02.2011 № 7 и ведомости, составленные непосредственно Тепикиным И.В., А27-15408/2010 при отсутствии иной первичной документации не являются безусловными доказательствами наличия задолженности по заработной плате.
          В материалах дела имеется информация Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области, согласно которой в 2008 году в ООО «Домино-1» числилось 11 человек, начислена заработная плата в размере 444 462 рублей, за 2009 год ООО «Домино-1» не представляло сведения о начислении заработной платы работникам. Согласно поступившему в адрес Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области уведомления от 20.01.2010 № 2, подписанного директором ООО «Домино-1» Тепикиным И.В., в 2009 году предприятие финансово-хозяйственную деятельность не вело, начисления в Пенсионный фонд Российской Федерации не производились, индивидуальные сведения за 2009 году сдаваться не будут. Кроме того, представлена декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год со сведениями об отсутствии начислений. 30.12.2010 в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово и Кемеровском районе (межрайонное) ООО «Домино-1» представлен расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2010 год со сведениями об отсутствии начислений.
          В этой связи представляется правильным вывод суда первой инстанции о том, что при отсутствии доказательств обоснованности начисления заработной платы включение во вторую очередь реестра требования Тепикина И.В. в значительном размере 1 260 630 рублей может привести к нарушению прав кредиторов третьей очереди.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Дело № А27-15408/2010 от 02 ноября 2012 года

Риски для работодателя:

Статья 5.27. КоАП РФ Нарушение законодательства о труде и об охране труда

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 145.1. УК РФ Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат

1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до 
2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, -
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Примечание. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

Статья 199.1. УК РФ. Неисполнение обязанностей налогового агента

           1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
           Привлечь по такой статье за неуплату в срок НДФЛ не представляется возможным, поскольку срок уплаты НДФЛ совпадает с датой получения гражданином дохода, в отношении обязательных взносов в ПФР и ФСС статья не применяется, но Минюст разработал и внес в правительство законопроект, предусматривающий введение уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
           Законопроект дополняет УК РФ двумя статьями: уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с физического лица и организации – ст. 199.3 и 199.4 УК. При этом максимальным наказанием по ним станет штраф в 500 тыс. рублей или лишение свободы до шести лет.
           Также поправки будут внесены в ст. 199.1 УК, регулирующей наказание за неисполнение обязанностей налогового агента. Теперь в ней появится ответственность за неуплату страховых взносов.
           Очередность погашения требований по уплате взносов, начисленных до возбуждения дела о банкротстве:
Относятся к требованиям третьей очереди и предъявляются в деле о банкротстве уполномоченным органом.
Следовательно, уплата взносов по заявленной задолженности по заработной плате будет произведена только в рамках расчетов с кредиторами третьей очереди.
           По требованиям по выходным пособиям закон о банкротстве устанавливает следующие ограничения:
           Требования руководителя должника, его заместителей, лиц, входящих в коллегиальный исполнительный орган должника, главного бухгалтера должника, его заместителей, руководителя филиала или представительства должника, его заместителей, главного бухгалтера филиала или представительства должника, его заместителей о выплате выходного пособия и (или) иных компенсаций, размер которых установлен соответствующим трудовым договором, в случае его прекращения в части, превышающей минимальный размер соответствующих выплат, установленный трудовым законодательством, не относятся к числу требований кредиторов второй очереди и удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди.

           Б) Удовлетворение требований кредиторов второй очереди производится также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности (п.    4 ст. 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве»))

Результатами интеллектуальной деятельности согласно ст. 1225 ГК РФ являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
3) базы данных;
4) исполнения;
5) фонограммы;
6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
7) изобретения;
8) полезные модели;
9) промышленные образцы;
10) селекционные достижения;
11) топологии интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау);
13) фирменные наименования;
14) товарные знаки и знаки обслуживания;
15) наименования мест происхождения товаров;
16) коммерческие обозначения.

Риски для Автора:

Постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 года по делу № А56-48175/2012.
По данному делу автором, передавшим банкроту на основании авторского договора исключительное право на программный компонент комплекса для ЭВМ, выступало юридическое лицо (несмотря на то, что автором может являться только гражданин – ст. 1228 ГК РФ). В судебном заседании спорный договор пытались оспорить. Заинтересованная сторона просила провести экспертизу в части даты составления договора и проверки подлинности подписи; также ссылалась на то, что договор не авторский (было отказано, т.к. было заявлено, что положения статьи 134 Закона о банкротстве не делают различий в требованиях об уплате авторского вознаграждения, заявленных юридическим или физическим лицом. Любое требование о выплате авторского вознаграждения подлежит удовлетворению во вторую очередь.), т.к. автором ЮЛ быть не может. Также в материалах дела отсутствовали сведения о государственной регистрации договора о переходе права на программу ЭВМ не представлено. В заседание было представлено решение международного коммерческого суда, подтверждающее право требования.
Таким образом, при требования автора о выплате вознаграждения есть риск назначения экспертизы.
  1. 3.                 За реестровые требования кредиторов второй очереди.
Согласно п. 14. Федеральный закон от 22.12.2014 N 432-ФЗ, требования кредиторов второй очереди, предъявленные до завершения расчетов со всеми кредиторами, в том числе после закрытия реестра требований кредиторов, подлежат удовлетворению в порядке, аналогичном порядку, установленному пунктом 12 настоящей статьи
П. 12 гласит, что требования кредиторов первой очереди, предъявленные после закрытия реестра требований кредиторов, но до завершения расчетов со всеми кредиторами, после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, предъявившими свои требования в установленный срок, подлежат удовлетворению до удовлетворения требований кредиторов последующей очереди. До полного удовлетворения указанных требований кредиторов первой очереди удовлетворение требований кредиторов последующей очереди приостанавливается.
В случае, если указанные требования были предъявлены до завершения расчетов с кредиторами первой очереди, они подлежат удовлетворению после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, предъявившими свои требования в установленный срок, при наличии денежных средств на их удовлетворение.