Новости
2015-10-27 23:35

Факторинг включили в Стратегию развития малого и среднего бизнеса


Факторинг вошел в число приоритетов Стратегии развития малого и среднего бизнеса до 2030 года. Как отмечают в Минэкономразвития России, предполагается расширять практику использования факторинговых схем при исполнении контрактов для нужд государственного сектора экономики, применять электронную усиленную квалифицированную подпись в процессе уступки прав денежного требования всеми сторонами сделки, а также разработать стандарты электронного документооборота, подтверждающие денежное требование поставщика к дебитору.

«Включение факторинга в проект стратегии - это позитивный сигнал не только для малых и средних предприятий, но и для участников рынка факторинга, которые сегодня вынуждены преодолевать многочисленные барьеры на пути оказания поддержки своим клиентам, - отметил исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний (АФК) Дмитрий Шевченко. - Критически важной становится реализация мер, связанных с доступом малых и средних компаний к факторингу в сфере госзакупок и внедрением системы обязательной верификации дебиторской задолженности субъектов малого и среднего предпринимательства».

По данным АФК, в первом полугодии оборот факторинга в сегменте малого и среднего бизнеса составил 133 млрд. рублей, факторинговыми услугами воспользовались 3200 предприятий. По оценкам участников рынка, только использование факторинга при исполнении контрактов для нужд госсектора экономики позволит увеличить объем финансирования малого и среднего предпринимательства до 2,5-3 трлн. рублей.
«Рынок государственных закупок всегда был одним из самых перспективных направлений для факторинга. Тем не менее законодательные ограничения до сих пор не позволяют применять этот вид финансирования в сегменте, - отметил генеральный директор ВТБ Факторинг Антон Мусатов. - Открытие рынка госзакупок откроет колоссальные возможности как перед факторинговыми компаниями, так и перед подрядчиками, в том числе малым и средним бизнесом».

Но, по словам Мусатова, рынок государственных закупок имеет свою финансовую специфику: для участия в тендерах компаниям необходимы оборотные средства для обеспечения заявки на участие в торгах и на исполнение контрактов. К тому же работа с госкомпаниями обычно сопряжена с отсрочкой платежа. Недостаток оборотных средств компании вынуждены восполнять кредитными ресурсами, доступ к которым ограничен. «Дополнительным инструментом финансирования здесь может выступать факторинг, который позволит компаниям снизить расходы на заемные ресурсы, - пояснил эксперт. - Плюс использование факторинга будет минимизировать риск, связанный с неконтролируемыми сроками оплаты со стороны заказчиков, так как риск в этом случае будет переходить к фактору».

Заместитель председателя правления, коммерческий директор Банка «Национальная Факторинговая Компания» Станислав Пушторский сомневается, что есть необходимость создавать общепринятые для всех принципы оценки кредитного риска, как написано в Стратегии. По его мнению, это прерогатива каждого фактора (факторинговой компании или банка) в отдельности, ведь при формировании таких принципов принимают во внимание инфраструктуру, клиентский фокус компании, стоимость фондирования и т.п.
«Несмотря на то, что де-юре структура законодательства у нас разрешительная (все, что не запрещено, можно), подавляющее большинство государственных корпораций либо компаний с государственным участием ждут понятного сигнала, что работа с факторинговыми компаниями и банками возможна. До тех пор, пока этим убеждением занимается рынок, а само государство сохраняет молчание, значительного прогресса не будет», - отметил управляющий партнер Лайф Факторинг Виктор Вернов.

Как рассказывают факторы, при работе с малым и средним бизнесом они часто сталкиваются с недостатком сведений о компании. Чем меньше фирма, тем, как правило, менее надежной является ее отчетность, а порой бывают сложности с общей финансовой грамотностью. Возникает вопрос, насколько умело фирма сможет обращаться с полученным финансированием. Крупные компании строят долгосрочные планы, а мелкие могут пренебрегать такими аспектами, как рыночная репутация и добросовестное отношение к партнерам, в том числе и финансовым.

«Предложения о внедрении электронного документооборота (ЭДО), электронной квалифицированной подписи в отношениях с малыми и средними предпринятиями - идея отличная, - считает Станислав Пушторский. - Здесь важна работа, в т.ч. государства, направленная на повышение грамотности малого и среднего бизнеса, информирование о возможностях ЭДО при регистрации компаний, при сдаче отчетности и в рамках прочих коммуникаций с госорганами. Все это совместно с усилиями самих факторов может способствовать скорейшему переходу идеи из «бумажного» тезиса в реальную практику».
По мнению эксперта, предлагаемые меры стоит дополнить созданием общего реестра уступленных денежных требований, чтобы избежать мошенничества недобросовестных поставщиков в форме множественной уступки одного и того же денежного требования.
Источник: Российская Газета